Привлечение иностранных инвестиций

Как было показано ранее, особая роль в осуществлении инвестиционных проектов принадлежит, иностранным инвестициям, которые должны способствовать разрешению следующих проблем социально-экономического развития:

  • освоению невостребованного научно-технического потенциала России;
  • продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок;
  • содействию расширения и диверсификации экспортного потенциала в развитии имнортнозаменяющих производств в отдельных отраслях;
  • содействию притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;
  • созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства;
  • освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;
  • содействию производственной инфраструктуры.


Для осуществления указанных направлений инвестирования рекомендуются следующие формы использования иностранного капитала:

  • инвестиции зарубежных государств и международных финансовых институтов в форме государственных заимствований РФ, образующих государственный долг РФ;
  • инвестиции в форме вклада в акционерный капитал российских предприятий;
  • инвестиции в форме вложения в ценные бумаги, в том числе государственных, корпоративных и институциональных эмитентов;
  • иностранные кредиты;
  • лизинговые кредиты, позволяющие отечественной экономике (предприятиям) получить наиболее современную технику и технологии;
  • финансовые кредиты российским предприятиям.

Правовую среду привлечения иностранных инвестиций в регионы во многом формируют законодательные акты, непосредственно посвященные разграничению полномочий центра и регионов во внешнеэкономической области. Речь идет о федеральных законах от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Наконец, Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» прямо установил, что субъекты федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие процесс привлечения инвестиций, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

К настоящему моменту «пакеты» документов, включающие в себя договоры между органами государственной власти федерального и регионального уровней о разграничении предметов ведения и полномочий, а также соглашения между органами исполнительной власти разных уровней о взаимном делегировании полномочий, подписаны федеральным центром более чем с 30 регионами.

В целом существующее законодательство дает субъектам федерации достаточно широкие возможности создавать на региональном уровне собственные преференциальные системы для иностранных инвесторов. Регионы имеют право:

  • регулировать ставки некоторых федеральных налогов, поступления от которых зачисляются в региональные бюджеты (в частности, налога на прибыль);
  • устанавливать региональные и местные налоги в соответствии с условиями, определенными федеральным законодательством и законодательством субъекта федерации;
  • устанавливать налоговые льготы для приоритетных инвестиционных проектов;
  • создавать на своей территории свободные экономические зоны с особо льготными налоговыми условиями для инвесторов;
  • создавать за счет средств региональных бюджетов страховые и залоговые фонды, гарантирующие соблюдение обязательств перед иностранными инвесторами.

Следует подчеркнуть, что эти возможности используются регионами весьма активно.

С середины 1990-х гг. в попытке восполнить недостаток средств на инвестиционные нужды региональные власти стали прибегать к внутренним и внешним заимствованием. К августу 1998 г. собственные еврооблигации разместили на внешних рынках около десятка российских регионов. Так, Москва разместила на рынке еврооблигации в объеме 500 млн дол., Санкт-Петербург — 300 млн дол. и Нижний Новгород — 100 млн дол. Однако в условиях финансового кризиса все они были вынуждены прекратить обслуживание накопленных обязательств или начать переговоры о реструктуризации долга. В августе 2000 г. в действующий Бюджетный кодекс РФ были внесены поправки, согласно которым субъекты федерации утратили право финансировать дефицит региональных бюджетов за счет внешних источников. В таких условиях региональным властям не остается ничего другого, как решать свои финансовые проблемы путем стимулирования мер по привлечению иностранных инвестиций на свою территорию и расширению тем самым собственной базы налоговых поступлений.

Собственные законы об инвестиционной деятельности были приняты в абсолютном большинстве субъектов федерации, в них, как правило, предусматривается разветвленная система льгот и гарантий для инвесторов. Во многих регионах получили распространение такие меры, как: освобождение на определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль, налога на имущество предприятий (или снижение их ставки); отсрочка по налоговым и арендным платежам; предоставление инвестиционного налогового кредита и т. д.

Регионы, проводящие активную инвестиционную политику, можно разделить нате, где налоговые льготы предоставляются и российским, и иностранным инвесторам, и те, в которых существуют преференции только для инвесторов из-за рубежа. К первой группе относятся, в частности, г. Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ярославская, Белгородская область. Ко второй — Новосибирская область, Хабаровский край, Республика Бурятия.

На региональное распределение потоков иностранных инвестиций определяющее влияние оказывает совокупность географических, политических и социально-экономических факторов, которые формируют инвестиционный климат. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. Среди факторов, безусловно повышающих такой потенциал, следует выделить прежде всего приграничный (со странами дальнего зарубежья) статус региона, столичный статус Москвы и мегаполиса Санкт-Петербурга, статус региона с наличием минерально-сырьевых ресурсов. По состоянию на начало 2001 г. (табл. 20.5) наиболее привлекательными для иностранных инвесторов были:

  • регионы, уровень развития экономики которых позволяет эффективно функционировать предприятиям с иностранными инвестициями в непроизводственной сфере (Москва, Санкт-Петербург, Московская и Ленинградская области);
  • регионы с сырьевым экспортным потенциалом (Сахалинская и Тюменская области, Красноярский край). К числу регионов, которые сумели добиться притока инвестиций за счет активной промышленной политики, можно отнести Самарскую и Новосибирскую области.

 

Таблица 20.5

Регионы России, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов

 

Примечание: ПИИ — прямые иностранные инвестиции.

 

Регионами-лидерами в привлечении иностранных инвестиций до сих пор (2003 г.) являются те субъекты федерации, где существуют достаточно благоприятные стартовые условия (запасы природных ресурсов; соответствующая специализация отраслевой структуры региональной экономики; географическое положение, в частности, близость к странам происхождения инвестиций). Размещение иностранных инвестиций определяется преимущественно интересами инвесторов.

Уровень инвестиционной деятельности неразрывно связан с инвестиционным климатом, оценка которого является рыночным инструментом оптимизации потока капиталовложений.

Территориальное размещение иностранных инвестиций также характеризуется четко выраженной концентрацией в относительно небольшом числе территорий. Иностранный капитал сосредотачивается в регионах, имеющих или четко выраженное отраслевое «лицо» (восточные регионы, обладающие привлекательной базой для развития добывающей промышленности; европейский центр, располагающий возможностями производства импортозамещающей продукции), или высокий уровень развития производственной, транспортной и финансовой инфраструктуры (мегаполисы, в первую очередь Москва и Санкт-Петербург, центрально-европейские и северо-западные области). Около половины общего объема иностранных инвестиций концентрируется в мегаполисах и прилегающих к ним областях. В целом на европейскую часть страны приходится 82 % привлеченного в страну зарубежного капитала, в том числе на Центральный экономический район — 42 %, (на Москву и Московскую область — около 40 %). Доля зауральских регионов, располагающих наиболее значительными запасами природных ресурсов и одновременно остро нуждающихся в капиталовложениях, до сих пор составляют менее 20 %.

Давая оценку роли зарубежных капиталовложений в развитии экономического потенциала России и в эффективности структурной перестройки ее хозяйственного комплекса, нельзя не отметить тот позитивный вклад, который был ими внесен в решение этой проблемы (табл. 20.6).

 

Таблица 20.6

Показатели эффективности деятельности предприятий с иностранными инвестициям и в экономике России

 

Удельный вес Удельный вес Удельный вес Удельный вес объема
предприятий инвестиций занятых на произведенной
и организаций предприятии предприятиях продукции
с участием и организаций и организациях предприятиями
иностранного с участием с участием и организациями
капитала в общем иностранного иностранного с участием
числе капитала в общем каптала иностранного капитала
предприятий объеме инвестиций в общем числе в общем объеме
и организаций, в основной капитал. занятых, производства.
% % % %
1995г. 0,75(0,2) 2,7(1,8) 0,6(0,3) 3,0(1,7)
1997г. 0,6(0,1) 4,0 (2,0) 0,7(0.4) 4,6(2,1)
1998г. 0,3(0,1) 10,3(5,8) 1,5(1,1) 7,9(4,4)
1999г. 0,3(0,1) 9,9(5,1) 1,6(1,1) 10,6(6,2)
2000 г. 0,3(0,1) 11,3(5,5) 2,1 (1,5) 12,6(8,5)

Примечание: Первая цифра — по экономике в целом, в скобках — по промышленности в целом. Источник: Госкомстат России.

 

Данные таблицы 20.6 достаточно четко показывают, что эффективность производства на предприятиях с иностранными инвестициями заметно выше, чем в целом по экономике. Такой вывод напрашивается при сопоставлении относительных показателей, которые с одной стороны — характеризуют численность этих предприятий, задействованный на них инвестиционный и трудовой фонд, и с другой — объем произведенной на предприятиях с иностранным присутствием продукции. Однако масштаб этого вклада совершенно не соответствует масштабу тех задач, которые стоят перед нашей экономикой.

Портфельные инвестиции в общем объеме поступавших в Россию зарубежных капиталовложений традиционно занимали незначительное место, хотя в абсолютном исчислении их годовой прирост временами был значительным. Максимальная их доля и абсолютный объем были зафиксированы в 1997 г. (5,5%, или 681 млн дол.), затем эти показатели стали снижаться. С 2000 г. они опять возрастали, поднявшись в 2001 г. на второе после 1997 г. место за истекшее десятилетие.

Зарубежные портфельные капиталовложения в России изначально не могли играть той активной роли в формировании ее инвестиционных ресурсов, которую они выполняют в других странах, точно так же как не были в состоянии сыграть эту роль и российские портфельные инвестиции. Это связано с сохраняющейся неразвитостью фондового рынка страны, незначительным количеством эмитентов, акции которых способны принести инвестору достаточный доход в виде дивидендов.

К 2002 г. Россия накопила 1 8 млрд дол. прямых иностранных инвестиций (ПИИ), но в итоге ее доля в этом секторе международного обмена капиталом остается незначительной в накопленных за годы реформ мировых ПИИ. Ее можно оценить на уровне 0,2-0,3 %, в текущих мировых ПИИ — в 0,6 %-1,2%. Среди государств с переходной экономикой Россия занимает одно из последних мест в мире по таким показателям, как абсолютный объем накопленных ПИИ в расчете на душу населения, отношение ПИИ к ВВП, доля ПИИ в суммарном объеме национального инвестиционного фонда.

В 2000 г. объем накопленных ПИИ в России составлял 5,5 % от уровня Китая, 9,6 % от уровня Бразилии, 21 % от уровня Мексики, 26 % от уровня Аргентины, 35 % от уровня Малайзии, 45 % от уровня Чили, 53 % от уровня Польши, 79 % от уровня Таиланда, т. е. был намного ниже, чем в большинстве основных развивающихся стран и государств с переходной экономикой. «Достижения» России в сфере привлечения ПИИ выглядят еще скромнее при сравнении ее не только со странами Центральной и Восточной Европы, но и с большинством республик бывшего СССР. Так, объем поступивших в российскую экономику в 1990-е гг. ПИИ на душу населения составлял лишь 9 % от уровня Эстонии, 14 % от уровня Латвии, 22 % от уровня Литвы, 25 % от уровня Азербайджана и 29 % от уровня Казахстана. Даже в самой крупной стране мира по численности населения — Китае — этот показатель был почти в два раза выше.

В процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) накопленные за 1992-1999 гг. в России ПИИ составили 3,0 %, что заметно ниже, чем в странах с развивающейся и переходной экономикой.

По данным ЮНИДО, за счет накопленных ПИИ в мире формируется 16,3 % объема внутренних валовых инвестиций, при этом в развитых странах данный показатель равен 7,0 %, в развивающихся странах — 13,8 %, в государствах Центральной и Восточной Европы — 18,4 %. В России он составляет 11,0 %. В большинстве республик бывшего СССР он выше, чем в России — в Казахстане доля ПИИ в общем объеме внутренних валовых инвестиций составляет 43,3 %, в Армении — 42,9 %, в Эстонии и Грузии — 23,6 %, в Латвии -21,3 %, в Литве — 20,3 %, в Молдавии и Киргизии — 1 7,7 %.

Отраслевая структура иностранного капитала, пришедшего в Россию в годы реформ, в целом не отвечала задачам подъема и структурной перестройки ее экономики.

На долю промышленности в анализируемый период приходилось от 1/3 до 1/2 суммарного объема иностранных капиталовложений, при этом основной поток привлеченного капитала (от 40 до 70 %) направлялся в топливную (прежде всего в нефтедобычу) и пищевую промышленность (табл. 20.7). Относительно крупными отраслями — реципиентами зарубежного капитала — выступали черная и цветная металлургия, отрасли лесного комплекса.

 

Таблица 20.7

Объем иностранных инвестиций по отраслям экономики России

 

Источник: Госкомстат России.

 

Второй по значимости для иностранных инвесторов сферой вложения капитала является финансово-кредитная и страховая деятельность — ее доля в общей сумме зарубежных капиталовложений уже в 1997 г. превысила соответствующий показатель по промышленности. Затем, в соответствии с логикой поведения инвесторов в ухудшающихся условиях развития финансово-кредитной сферы в России, эта доля стала уменьшаться вплоть до 1999 г., остановившись в 2001 г. на уровне менее чем в 1 %.

На торговлю и общественное питание в 2001 г. приходилось 37 % всей суммы иностранных инвестиций. Здесь четко прослеживается тенденция к увеличению доли этой сферы с 1997 г.

Удельный вес общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, достигнув пика в 1996 г. (23,4 %), стал стабильно и заметно снижаться (до 2,0 % в 1999 г.), поднявшись в 2001 г. лишь до 5,6 %.

В целом по названным трем секторам экономики России в период 1995-1997 гг. произошло увеличение их суммарного удельного веса в общем объеме иностранных инвестиций с 32,5 % до 64,3 %, затем он стал снижаться, достигнув, тем не менее, в 2001 г. уровня в 44 %.

На долю трех основных (после промышленности) отраслей материального производства и сферы ублуг — строительства, транспорта и связи — во второй половине 90-х годов в сумме приходилось от 4,0 до 19 % всего объема привлеченного иностранного капитала, при этом она снизилась с 10,6 % в 1995 г. до 3,8 % в 1997 г., затем стала расти, достигнув в 2001 г. 19 %. При том. что доля строительства снижалась практически в течение всего периода, доли транспорта и связи стали стабильно расти с 1998 г. до 2000 г. Удельный вес двух последних секторов в 2001 г. составил 5,3 % и 3,5 % соответственно.

Доля машиностроения, стратегически важной для экономики России отрасли, в общей сумме иностранных инвестиций не превышала 7 %, находясь, как правило, на уровне 2,5-4,0 %.

Подавляющая часть иностранных инвестиций поступала в Россию из стран дальнего зарубежья, прежде всего из США, Германии, Кипра, Франции, Великобритании, Италии, Нидерландов (табл. 20.8). На эти семь стран приходится почти 78 % накопленных зарубежных капиталовложений. Если проанализировать десять крупнейших инвесторов по структуре накопленных инвестиций, то окажется, что на прямых инвестициях «специализируются» компании Швеции — 82,5 % всего ввезенного ими в Россию капитала, а также Нидерландов — 80,2 %, США — 78,0 %, Кипра -76,2 % Японии — 57,8 %, Швейцарии — 50 %. Доля прочих инвестиций преобладает в накопленных капиталах компаний Франции — 92,2 %, Германии — 80,4 %, Великобритании — 55,2 %.

 

Таблица 20.8

Объем инвестиций, поступивших от десяти основных государств-инвесторов в экономику России

 

 

Начиная с 1999 г. заметно возросли инвестиции в российскую экономику из «экзотических» стран (Кипр, Гибралтар, Антильские острова), имеющих в мире славу «налоговых гаваней». Без всякого сомнения, эти капиталы имеют в основном российское происхождение, но вернулись в страну «под иностранным флагом» в условиях наметившейся на родине политической и экономической стабилизации.

Таким образом, иностранный капитал предпочитал и предпочитает идти в те отрасли, которые производят продукцию, имеющую для него и долгосрочном плане стратегическое значение, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, металлы, лесопродукция), а также характеризуется быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства (пищевая промышленность, сфера услуг).

Краткие выводы

 

  1. В современных условиях при разработке условий привлечения инвестиций приходиться анализировать многообразные внешние и внутренние факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность проектов. Как правило, при анализе проблемы инвестиционной привлекательности проектов их разработчики акцентируют внимание на оценках степени благоприятности инвестиционной ситуации, инвестиционном климате, а также на наличии у проекта определенных преимуществ в сравнении с другими, конкурирующими.
  2. Инвестиционная привлекательность проекта зависит от совокупного влияния ряда факторов, включающих: его технико-экономическую обоснованность; систему законодательных норм, регламентирующих деятельность отечественных и зарубежных инвесторов в области привлечения; степень перспективной стабильности функционирования предприятия; возможности применения инновационных решений в технологии производства и в оборудовании.
  3. Одним из основных средств, необходимых для осуществления какой либо деятельности предприятия, является наличие необходимого капитала или инвестиционного ресурса.
  4. Основными источниками заемного капитала являются ссуды банка и выпущенные предприятием акции, облигации. Вместе с тем реинвестированная прибыль остается в настоящее время одним из основных источников пополнения капитала, поскольку ее использование не требует специального механизма по сравнению, к примеру, с эмиссий акций или облигаций.
  5. Структура капитала определяет его цену, которая характеризует ту норму рентабельности (порог рентабельности) или норму прибыли, которую должно обеспечить предприятие.
  6. Максимизация рыночной стоимости предприятия достигается в результате выбора минимальной стоимости всех возможных источников формирования капитала, которые в свою очередь в каждый момент времени могут иметь разные значения.
  7. Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес в условиях проводимых реформ и формирования концепции долговременного развития страны.
  8. Инвестиционная привлекательность региона — это совокупность определенных признаков (условий, ограничений), определяющих приток капитала в регион и оцениваемых инвестиционной активностью.
  9. Инвестиционная привлекательность региона формируется инвестиционным потенциалом территории и возможными рисками. В свою очередь инвестиционный потенциал и риск — это агрегированное представление целой совокупности факторов. Наличие региональных инвестиционных рисков свидетельствует о неполном использовании инвестиционного потенциала территории.
  10. Факторы формирования инвестиционного потенциала носят обобщенный характер. Каждый из них рассчитывается как взвешенная сумма ряда статистических показателей. Отбор большинства факторов может быть осуществлен в основном путем качественного и качественного анализов, включающих в себя изучение различных политических, экономических, социальных и природно-ресурсных характеристик регионов. Необходимость учета их объясняется прежде всего их важностью.

 

Рекомендуемая литература

 

  1. Бюллетень банковской статистики.1998-2001 гг. М.: Центральный банк Российской Федерации.
  2. Гурков И., Авраамова Е., Тубалов В. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий. — Вопросы экономики. № 7, 2001. — С. 71-72.
  3. Изард У. Методы регионального анализа. М.: «Наука», 1996.
  4. Ройзман А., Гришина И., Шахназаров И. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности российских регионов: методика определения и анализ взаимосвязей. — Инвестиции в России. №4, 2001.
  5. Олейников Е.А. и др. Инвестиционная политика современной России. — М.: Рос. экон. акад., 2001.
  6. Социально-экономическое положение России, 1998-2001гг.Государственный комитет Россиской Федерации по статистике. /Рынок ценных бумаг № 21 (204), 2001.
  7. Социально-экономическое положение России. Январь-июль 2000 г. Государственный комитет Россиской Федерации по статистике. /Рынок ценных бумаг № 21 (204), 2001.
  8. Управление проектами. / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро и др. Справочное пособие/ Под редакцией И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. — М.: Высшая школа, 2001.
  9. Политика привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику .— М.: Бюро экономического анализа; ТЕИС, 2001.
  10. Экономика и жизнь. Март. № 13, 2002.