Александр Шарапов, президент Российской гильдии управляющих и девелоперов и Becar Asset ManagementФото: Becar Asset Management Поделиться
—Хоть доля российских сделок в общем объеме пока невелика — около 1%, и цифровая трансформация рынка недвижимости в России происходит куда медленнее, чем за рубежом, от этого тренда все равно никуда не деться, — отметил президент Российской гильдии управляющих и девелоперов и Becar Asset Management Александр Шарапов, — то есть он так или иначе будет нарастающим. Это касается внедрения цифровых решений на всех этапах — от проектирования и строительства до продаж, управления недвижимостью, коммуникаций с клиентами и инвесторами.
Сегодня российские Proptech-компании, изначально ориентированные на зарубежные рынки, срочно разворачиваются на 180 градусов. Новые инвестиции, открытие новых офисов и представительств и бизнес-интересы сегодня активно сместились в Дубай, Индию, Латинскую Америку, Китай, Израиль. Те, кто и так работал за рубежом, в условиях культуры отмены стараются дистанцироваться от российского рынка вообще. А компании, работающие в России, сегодня ориентируются на поддержку локального рынка, где активно ищут альтернативы ушедшим технологиям, вендорам и стартапам.
Например, в BIM-технологиях иностранные решения занимают больше половины рынка. По словам Шарапова, с уходом иностранного ПО, какое-то время строителям придется поработать в условиях «каменного века», пока освоят что-то российское. Но все же этот уход нельзя назвать полноценным- многие компании именно приостановили выдачу новых лицензий и заинтересованы вернуться, считает эксперт. Однако это не снижает важности собственных внутренних разработок.
—Мы в Becar начинали плавно работать с цифровыми инструментами еще в 90-е, — рассказал Шарапов, — собственные решения наших программистов стали конкурентным преимуществом для нас как для агентства недвижимости. Так, мы автоматизировали учет, сделав свою бухгалтерскую программу. Тогда было ясно — или мы делаем что-то свое сразу уровня международных рынков, либо же нам придется покупать готовые решения.
Сейчас у Becar есть собственный дата-центр «Миран», один из четырех крупнейших дата-центров на Северо-Западе.
Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран»Фото: Becar Asset Management Поделиться
—Сейчас мы развиваем приложение Кaizen для управления эксплуатацией недвижимостью, приложение гостя для отелей и кабинет инвестора, — пояснил Роман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран». — Девелоперы, гостиницы и апартаменты сейчас ищут ПО для оптимизации затрат и повышения эффективности. Это еще один итог нынешней ситуации — стало очевидно, что на рынке инвестируют в решения, которые экономят средства. Оптимизация и автоматизация строительных, инженерных и эксплуатационных процессов встала во главу угла.
Растет интерес к приложениям по продаже квартир и юнитов, любым сервисам по управлению МКД или апартаментами. При этом в России в этом плане всегда было некое отставание — все, что «взлетело» за рубежом, доходило до нас через 3–5 лет. Возможно, кризис станет временем, когда страна сможет наверстать упущенное.
В целом пока что прогнозировать что-либо в текущих условиях крайне сложно — вся картина «проявится» месяца через 2–4. По словам Александра Шарапова, очевидно, что Proptech ждет большая перестройка, и импортозамещение станет суровой необходимостью. Без внедрения технологий и инноваций есть риск безнадежно отстать и получить еще большее удорожание себестоимости строительства на фоне роста цен на стройматериалы и сложностей с рабочей силой.
—Чтобы отрасль могла развиваться, нужно создавать независимые институты инвестирования, — подытожил Александр Шарапова, — Гильдия, объединяющая более 400 девелоперских и управляющих компаний, готова делиться опытом и сотрудничать с профильными IT-компаниями в рамках PropTech-комитета.
Компания Бекар
Александр Шарапов, президент Российской гильдии управляющих и девелоперов и Becar Asset ManagementФото: Becar Asset ManagementРоман Блонов, директор по развитию PropTech «Миран»Фото: Becar Asset Management
На правах рекламы