15 сентября 2022, 11:08315
обсудить
Благоустройство сегодня входит в топ-5 критериев для выбора жилого комплекса в Петербурге. Ландшафтный дизайн и оригинальное озеленение оживляют не только дворы новостроек, но и общественные зоны, которые становятся точками притяжения всего микрорайона. Осень — пора посадок, на пике моды — хвойные, яблони, клены, вишни, лиственницы.
К сожалению, Петербург нельзя назвать зеленым — в некоторых районах, в особенности в центре города, отмечается явный недостаток зелени. По данным исследования МГУ на 2020 год, самые озелененные города России — это Пермь с 73% зелени и Москва с 66%. Наш город сильно отстает с показателем 36%. Новых скверов, а тем более парков в Северной столице практически не появляется. Но в последние годы многие зеленые зоны и островки, пусть и небольшие, организуют застройщики — в составе жилых комплексов или рядом с ними.
Внимание на зелень
Еще буквально лет десять назад озеленение в новостройках ограничивалось посевом газона и высадкой наиболее дешевых и молодых растений, но сейчас это моветон. Да, СНиП остался тем же, и, согласно ППТ, все так же застройщик обязан в первую очередь обеспечить определенную норму озеленения. Но времена меняются, и сейчас даже существует определенная мода на те или иные приемы, используемые при благоустройстве.
Безусловно, этот тренд продиктован в первую очередь желаниями покупателей: качественное благоустройство наряду с локацией, ценой и планировками прочно укрепилось в топ-5 критериев покупки жилья. «С каждым годом покупатели становятся более избирательными и требовательными не только к планировочным и техническим решениям, но также к общественным пространствам и благоустройству дворов и кварталов, — подтверждает Анзор Берсиров, заместитель генерального директора по развитию Объединения «Строительный трест». — При выборе объекта клиенты обращают внимание на ландшафтный дизайн, количество зелёных зон, наличие детских и спортивных площадок».
Застройщики согласны с тем, что в Петербурге не хватает зелени. По словам Натальи Кукушкиной, руководителя группы маркетинга компании ЦДС, в большом городе людям особенно не хватает контакта с природой, поэтому количество и качество зелёных насаждений так важно. «Для каждого комплекса мы разрабатываем индивидуальный дендроплан, — рассказывает она. — План зелёных насаждений учитывает расстояние до инженерных коммуникаций и дорог, разные функциональные зоны, освещение и тропинки».
Европейские тренды
Мария Кукса, руководитель по улучшению качественных характеристик продукта компании «Петербургская Недвижимость» (Setl Group), отмечает: сейчас популярен европейский подход к озеленению и ландшафту. Геопластические холмы, много зелёного сочного газона, крупномеры, валуны, растения не более двух-трех видов, использование хвойных. Все больше застройщиков перестают огораживать газоны — хочется надеяться, что люди доросли до того уровня культуры, чтоб их не вытаптывать. Очень многие компании отдают предпочтение интересному, нетривиальному мощению. На пике моды — низкое освещение и нетиповые малые архитектурные формы, а также мульчирование почвы под растениями. Еще один тренд — высаживание «садов» плодовых, вишневых, яблоневых или просто красиво цветущих. Но это могут позволить себе далеко не все застройщики и не на всех участках.
«Помимо эстетической функции деревья и кустарники могут выполнять защитную роль в виде естественной изгороди, — подтверждает Ирина Межейникова, директор проекта «Юнтолово» компании «Главстрой Санкт-Петербург». — В своих жилых комплексах в процессе благоустройства мы высаживаем взрослые растения и кустарники. На главных улицах, вдоль домов, школ и детских садов выполнены монопосадки. Посадки ведутся с учетом времени цветения. Весной жителей радуют цветущие яблони, чуть позже вишни».
Зеленое «импортозамещение»
Еще один тренд — использование прежде всего местных растений. Большинство девелоперов согласны с тем, что редкие, экзотические деревья и кустарники, безусловно, хороши, но в то же время они требуют особенного ухода, и поэтому всегда имеется риск их гибели. «Мы стараемся, чтобы в наших проектах были растения, которые характерны для нашего климата и неприхотливы в уходе, — говорит Ольга Ульянова, директор по маркетингу девелоперской компании «Полис». — Кроме того, когда дом заселяется и жители только начинают делать ремонт, на территории комплекса появляется много случайных людей, и озеленение могут испортить. При этом стоимость восстановительных работ будет очень высока. В этом случае управляющая компания может упростить озеленение, и задумка застройщика потеряется».