Предлагается запретить это сотрудникам маркетплейсов, доставки, банков, ЦБ, операторов связи и госслужащим
Москва. 9 декабря. — Минцифры предлагает ограничить использование сервисов обмена мгновенными сообщениями в рабочих целях в ряде сфер деятельности. Такие положения включены в законопроект о внесении изменений в ряд законодательных актов, подготовленный министерством, сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с положениями законопроекта.
По словам источника агентства, предлагается ввести запрет на использование принадлежащих иностранным юрлицам или гражданам сервисов обмена мгновенными сообщениями для передачи, приема, доставки и (или) получения голосовой информации, текстовых сообщений, изображений, звуков, видео- или иных электронных сообщений. Эту норму предлагается распространить на сотрудников маркетплейсов и сервисов доставки (при их взаимодействии с физическими лицами — пользователями сервисов — ИФ), на сотрудников кредитных организаций, на служащих Банка России, работников операторов связи, гражданских служащих госслужбы и госслужащих регионов.
Соответственно, для работы с физлицами допускается использование сервиса обмена мгновенными сообщениями, организатором которого является российское юрлицо или гражданин России. При этом оговаривается, что соответствующий сотрудник/госслужащий, использующий российский мессенджер для взаимодействия с физлицами, для работы с мессенджером должен будет пройти идентификацию или аутентификацию в Единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (ЕСИА).
Эти положения, по словам источника, предлагается внести в законы «О защите прав потребителей» (2-ФЗ), «О банках и банковской деятельности» (17-ФЗ), «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (86-ФЗ), «О связи» (126-ФЗ), «О государственной гражданской службе РФ» (79-ФЗ), «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» (414-ФЗ).
Минцифры предлагает ввести эти нормы с 1 сентября 2026 года. Сейчас этот законопроект находится на согласовании с заинтересованными госорганами.
Ранее компания J’son & Partners Consulting сообщала, что сегмент корпоративных мессенджеров — один из наиболее быстрорастущих сегментов рынка корпоративных коммуникаций. По данным компании, в 2023 году объем этого сегмента составил около 2,8 млрд рублей. Предполагается, что до 2028 года его среднегодовой темп роста составит 59%, а его объем вырастет до 28,2 млрд рублей в 2028 году.
Свои мессенджеры на рынке предлагают, как разработчики решений в области корпоративных коммуникаций (IVA Technologies, «Труконф»), так и операторы связи (МТС, VEON) или интернет-компании («Яндекс», VK).