ГПЗ подшипникиом называется опора механизма, характеризующаяся скольжением сопрягаемых поверхностей. Конструкция такого устройства обычно включает в себя корпус с втулкой, а также приспособление для смазки. Смазка находится в зазоре между втулкой и корпусом.
Виды подшипников скольжения
Несмотря на огромное разнообразие этих устройств, все их можно поделить на 3 большие группы: опорные, упорные и линейные.
Они бывают с плоской, сферической, конической и цилиндрической рабочей поверхностью. Также подшипники делятся на осевые (упорные) и радиальные. Исходя из конструктивных особенностей, такие устройства классифицируются на неразъемные и разъемные, сегментные, самоустанавливающиеся и так далее. По типу смазки различают гидростатические, газостатические, газодинамические и другие виды подшипников.
Далее будет рассмотрено несколько популярных разновидностей подшипников скольжения.
Неразъемные подшипники могут быть регулируемыми и нерегулируемыми (под регулированием понимается возможность изменения величины зазора между втулкой и корпусом).
Разъемные модели подшипников состоят из отдельных частей, соединенных между собой с помощью болтов. Регулирование зазора осуществляется с помощью комплекта прокладок, отличающихся по толщине.
Самоустанавливающиеся варианты подшипников делятся на цельные и сегментные. Первые обеспечивают отсутствие перекоса вала и опоры, а вторые могут работать без вибрации. Что касается центрирования, то лучшими показателями обладают многоклиновые цельные подшипники.
Виды подшипников по типу применяемой смазки
Если для охлаждения подшипника используется газ или воздух, то он называется газостатическим. Подача воздуха осуществляется под давлением. Такие подшипники нельзя сильно нагружать, но можно эксплуатировать на высокой скорости.
Для работы на валах, характеризующихся большими нагрузками, используют гидростатические виды подшипников. Они обеспечивают оптимальную точность вращения, а подача смазки осуществляется под давлением.
В опорах быстро вращающихся шпинделей используются газодинамические или гидродинамические варианты подшипников.
Преимущества подшипников скольжения
Такие устройства характеризуются простой конструкцией и невысокой стоимостью. Также они не сильно шумят при работе и могут эксплуатироваться на больших скоростях. Кроме этого, такие подшипники оказывают сопротивление нагрузкам динамического типа. Разборные варианты подшипников этой группы могут использоваться на сложных по конфигурации валах.
Но есть у таких устройств и некоторые недостатки. Во-первых, очень важно регулярно контролировать подачу смазки и ее качество. Это необходимо, так как они отличаются большим расходом смазки и высокими требованиями к ее качеству. Во-вторых, подшипники скольжения отличаются большими осевыми размерами, поэтому могут использоваться далеко не везде.
Сферы применения подшипников скольжения
Применяются такие устройства там, где действуют ударные и вибрационные нагрузки. То есть в местах, где подшипники качения не могут эксплуатироваться. Что касается окружающей среды, то подшипники скольжения могут работать в агрессивной среде и при высокой температуре, поэтому они нередко устанавливаются в паровых и газовых турбинах, а также используются в мощной компрессорной технике. Встречаются они и в ДВС, редукторах и прочем подобном оборудовании.