Функции участников торгов

Одним из основных методов размещения заказов на исполнение проекта являются подрядные торги, при которых выбор исполнителя (подрядчика, поставщика, управляющего проектом) производится на конкурсной основе. При этом в качестве предмета торгов могут выступать подряды на поставку и услуги, в том числе:

  • реализацию проектов различного масштаба и сложности;
  • выполнение отдельных этапов проектов (проектных, инженерно-изыскательских и исследовательских, конструкторских, строительных, монтажных, пусконаладочных и других работ, включая ТЭО);
  • управление проектом;
  • поставку комплектного технологического оборудования, в том числе на условиях сдачи «под ключ»;
  • прочие поставки и услуги, в том числе услуги консультантов.


По способу проведения и отбора претендентов различают торги: подрядные с предварительной классификацией участников и без таковой, с участием иностранных оферентов и без участия таковых, гласные и негласные (открытые и закрытые).

В случае проведения открытых торгов объявление о них публикуется в официальных периодических изданиях за 2-6 месяцев до срока представления оферт — формальных предложений заключить сделку с указанием всех необходимых условий. Объявление обычно содержит следующую информацию:

  • наименование заказчика и организатора торгов;
  • краткую характеристику проекта;
  • ориентировочные объемы и сроки выполнения работ;
  • условия исполнения контракта и получения тендерной документации;
  • срок представления оферт пакета документов.

При проведении закрытых торгов сообщение о предварительной квалификации содержится в приглашениях, направляемых по решению организатора торгов или тендерного комитета в адрес потенциальных претендентов. Чаще всего такие предложения передаются одному-двум подрядчикам.

Основными участниками торгов являются:

  • заказчик — лицо, для которого выполняется проект (объект торгов);
  • организатор торгов —лицо, которому заказчик поручил проведение торгов;
  • тендерный комитет — организация, фирма, консорциум (отечественный или международный), от чьего имени подана заявка;
  • оферент — претендент, который прислал тендерное предложение (оферту), подкрепленное банковской гарантией и содержащее согласие участвовать в торгах на условиях, изложенных в тендерной документации.

При проведении торгов в функции заказчика входит следующее:

  • принятие решения о проведении подрядных торгов;
  • определение лица, которое будет организатора торгов;
  • контроль за работой организатора торгов и участие в работе тендерного комитета через своего представителя;
  • установление окончательных условий договора и заключение его с победителем торгов.

Заказчик должен обладать потребными инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом.

Функции организатора торгов включают:

  • подготовку документов для объявления торгов, публикацию объявления и рассылку приглашений;
  • формирование тендерного комитета;
  • руководство деятельностью тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций в части подготовки тендерной или другой необходимой документации и контроль за этой деятельностью;
  • утверждение результатов торгов;
  • рассмотрение апелляций о пересмотре решений тендерного комитета;
  • ликвидацию тендерного комитета;
  • несение всех расходов по подготовке и проведению торгов.

Организатор торгов обязан иметь статус юридического лица и лицензию на право проведения торгов. Пределы его прав и обязанностей устанавливаются в договоре на организацию и проведение торгов.

В условиях недостаточного развития рыночных отношений торги проводят, как правило, государственные и муниципальные органы управления.

Тендерный комитет исполняет следующие функции:

  • собирает заявки на участие в торгах и на предварительную квалификацию;
  • проводит предварительную квалификацию претендентов;
  • организует разработку и распространение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации;
  • знакомит претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;
  • обеспечивает сбор, регистрацию, хранение и оценку представленных оферт;
  • осуществляет процедуру торгов и ее оформление;
  • рассматривает возможные споры, претензии участников торгов;
  • определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;
  • публикует в средствах массовой информации отчет о результатах торгов.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает и утверждает регламент своей работы.

Претендент имеет право:

  • получать от тендерного комитета исчерпывающую информацию об условиях и порядке проведения подрядных торгов;
  • обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.

Лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах.

Статус претендента утрачивается лицом в следующих случаях:

  • по желанию претендента — на любой подготовительной стадии;
  • вследствие непрохождения предварительной квалификации от внесения первого задатка к моменту представления оферты;
  • вследствие нарушения претендентом утвержденного положения или известных ему условий торгов.

С момента регистрации оферты претендент приобретает статус оферента, который может прислать встречное предложение (альтернативный вариант), повышающий эффективность.

Различают твердую и свободную оферту.

Твердая оферта адресуется только одному покупателю и содержит указание срока действия предложения, в течение которого продавец не может изменять условия и делать предложения другим лицом. Неполучение ответа от покупателя в течение установленного срока равносильно его отказу и освобождает продавца от сделанного предложения.

Свободные, или инициативные, оферты делаются продавцом без всяких обязательств и могут быть направлены сразу в несколько адресов. Они не содержат указаний о сроке действия и никоим образом не связывают оферента. К ним могут прилагаться рекламно-информационные материалы (проспекты, каталоги и др.). Согласие покупателя с условиями оферты не означает заключения контракта.

В сделках с традиционными партнерами используются, как правило, твердые оферты.

Оферта, как правило, состоит из трех разделов: «Сведения об организации», «Коммерческая часть», «Техническая часть».

Раздел «Сведения об организации» включает: полное наименование организации, ее реквизиты (адрес, номер телефона, телефакса, счета в банке и др.); профилирующее направление деятельности; заверенные копии регистрационных и уставных документов, лицензии на определенные виды деятельности; данные о структуре организации (фирмы), наличии филиалов и дочерних организаций; информацию о составе и квалификации работников; характеристику финансового положения и сведений о платежеспособности; отзывы заказчиков, подтверждающие опыт претендента и его способность выполнить представленные на торгах работы.

«Коммерческую часть» оферты составляют: цены, предлагаемые оферентом за предметы торгов; условия их пересмотра; порядок, виды и способы внесения платежей; предполагаемая форма оплаты; условия финансирования и кредитования.

«Техническая часть» оферты содержит: схемы и графики производства работ; условия поставки строительной техники и технологического оборудования; календарные планы выполнения работ; состав привлекаемых материальных и трудовых ресурсов; режим рабочего времени, обеспечение кадрами и др.

Решение о назначении и времени проведения подрядных торгов обнародуется заказчиком путем издания официального распорядительного документа: приказа, постановления, распоряжения и т. д. В этом документе заказчик определяет подразделение своей организации, которому поручается выполнение функций организатора торгов, и назначает лицо, ответственное за эту работу.

В качестве организатора торгов также может выступать любая специализированная фирма, имеющая лицензию на данный вид деятельности. В подобном случае заказчик заключает с ней договор, в котором определяются права и обязанности договаривающихся сторон и условия выполнения ими предмета договора.

В целях подготовки и проведения торгов заказчик (или организатор торгов) формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.

Тендерный комитет самостоятельно разрабатывает регламент своей работы, руководствуясь нормативно-правовыми документами РФ, подготавливает и публикует объявления о торгах.