SWOT анализ

Наиболее известным и самым простым методом для аудита особенностей собственной компании и анализа внешней для бизнеса среды является SWOT анализ. Такое название сформировалось из аббревиатуры, образованной начальными буквами параметров для исследования и последующей классификации: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Недостатки), Opportunities (Возможности) и Threats (Риски).

Сильные стороны (S) и недостатки (W) считаются внутренними факторами, над которыми вы имеете некоторую власть и контроль. Возможности (O) и угрозы (T) — внешние факторы, которые вы по существу не можете контролировать. Анализируя внутренние ресурсы компании и сопоставляя их с реалиями, окружающими вашу компанию, формируется будущая стратегия действий на рынке. Основная цель заключается в построении маркетингового плана, позволяющего добиться успеха.

В каких случаях целесообразно применять SWOT анализ

Вы стремитесь выйти на рынок или столкнулись с острой конкуренцией, вам требуется переосмыслить положение собственной компании на рынке или ищите новые направления развития. В любом случае, необходимо оценить ситуацию и наметить конкретный план действий, усиливающий вашу конкурентоспособность. Стратегическая логика требует, чтобы будущий маркетинговый план предусматривал соответствие потенциальных возможностей и сильных сторон компании рискам и угрозам внешней среды, а также позволял провести оптимизацию бизнеса с целью устранения имеющихся недостатков.

Кто участвует в проведении SWOT анализа

Сотрудники, непосредственно принимающие управленческие решения в компании. Для исключения субъективного суждения целесообразно пользоваться аналитикой существующих ключевых показателей эффективности бизнеса, оценкой ваших клиентов, мнение которых высказано в отзывах и анкетах. При необходимости с целью исключения субъективных суждений и систематизации собранных факторов приглашаются дополнительно внешние эксперты.

Основные этапы SWOT анализа

Матрица SWOT записывается в виде прямоугольной таблицы, элементами которой становятся анализируемые параметры. Верхняя строка отображает внутренние факторы – сильные стороны и недостатки, нижняя строка описывает внешнюю среду – возможности и угрозы.

Для оценки влияния параметров целесообразно применять систему оценки. Факторы приобретут значимость (крупные, мелкие, нейтральные) или уровень важности (высокий, средний, низкий).

Чтобы матрицу наполнить смыслом, необходимо ответить на следующие вопросы:

Сильные стороны:

  • Какие преимущества есть у вашей компании?
  • Что вы делаете лучше, чем кто-либо из конкурентов?
  • Какие уникальные ресурсы компании позволяют вам сделать то, что другие не могут? Обладают ли эти ресурсы низкими издержками?
  • Какие сильные стороны выделяют ваши клиенты? Что позволяет компании добиваться продаж?
  • В чем заключается ваше уникальное торговое предложение?

Сильные стороны являются теми качествами, которые позволяют вам выполнить намеченные цели в бизнесе. Они являются основанием будущего долгосрочного успеха.

Сильные стороны могут быть, либо материальными, либо нематериальными активами. Это то, в чем вы хорошо разбираетесь и имеете опыт (индивидуально или в команде сотрудников). Это положительные аспекты вашей компании, которые могут включать: компетентность и управляемость персонала, финансовые возможности, лояльность клиентов, привлекательная линейка товаров и услуг и т.п. Глядя на ваши сильные стороны, подумайте о них по отношению к вашим конкурентам. Не будьте скромными, будьте реалистичными!

Недостатки:

  • Что вы могли бы улучшить?
  • Что вы плохо делаете?
  • Чего вам следует избегать?
  • Какие факторы ведут к снижению продаж?

Недостатки являются качествами, которые мешают вам добиться успеха или не позволяют раскрыть полностью ваш потенциал. Эти слабые стороны заметно влияют на рост вашего бизнеса. Недостатками в сфере услуг, прежде всего, становятся факторы, которые не отвечают установленным стандартам в отрасли. Они являются управляемыми и должны быть сведены к минимуму или полностью устранены. Например — для преодоления проблемы низкого качества требуется внедрить новые стандарты обслуживания или заменить устаревшее оборудование (инвентарь). Другие примеры недостатков – наличие долгов, высокая текучесть кадров, сложный процесс принятия управленческих решений, недостаточный ассортимент, большие потери сырья и другие варианты.

Важно реально понимать, как ваши клиенты будут воспринимать ваши слабые стороны. Что конкуренты делают лучше, чем вы? Правильно быть реалистичными в настоящий момент, чем сталкиваться с неприятностями в ближайшей перспективе.

Возможности

  • Где и какие перспективы открываются перед вашим бизнесом?
  • Какие существуют привлекательные тенденции, о которых вы уже осведомлены?

Возможности определяются окружающей средой, в рамках которой работает ваша компания. Они возникают в тот момент, когда компания реально может ими воспользоваться, спланировать и реализовать стратегии, которые позволят стать бизнесу более прибыльным.

Вы должны быть осторожными и учитывать только реальные перспективы. Выбор цели, которая будет наилучшим образом соответствовать потребностям клиентов для достижения желаемых результатов бизнеса, является, пожалуй, самой трудной задачей. Возможности могут возникать из рынка, конкуренции, инноваций в отрасли, новых технологий, принятия законодательных инициатив, изменения образа жизни клиентов и т.д.

Полезный совет: при рассмотрении возможностей взгляните на ваши сильные стороны и спросите себя, способны ли они открыть эти возможности. Посмотрите на ваши недостатки и спросите себя, можно ли достичь эти возможности при ликвидации всех слабых сторон бизнеса.

Угрозы

  • С какими проблемами и барьерами вы сталкиваетесь?
  • Что предпринимают ваши конкуренты?
  • Достаточно ли квалификации сотрудников для оказания услуг? Ожидаются ли изменения в действующих стандартах?
  • Планируются технологические изменения, угрожающие вашему бизнесу?
  • Есть ли у вас безнадежные долговые обязательства или существуют проблемы с финансовыми потоками?
  • Может ли любой из ваших недостатков серьезно угрожать вашему бизнесу?

Угрозы возникают, когда условия внешней среды ставят под угрозу надежность и прибыльность бизнеса. Они создают уязвимость и не поддаются контролю. Без тщательного анализ потенциальных угроз может остро стать вопрос о стабильности и выживании для вашего бизнеса. Примерами угроз могут быть: недовольство ваших сотрудников, постоянно меняющиеся технологии, усиление конкуренции, что приводит к избыточной мощности, ценовым войнам и снижению прибыли в отрасли, и многое другое.

Плюсы и минусы SWOT анализа

Успех этого метода главным образом заключается в своей простоте и гибкости. Его проведение не требует особых технических знаний и навыков. SWOT анализ позволяет синтезировать и интегрировать различные виды известной и доступной информации. Это сильный инструмент, но он включает большой элемент субъективности. Этим методом лучше пользоваться в качестве руководства, а не в качестве рецепта.

Наиболее распространенными недостатками SWOT анализа являются:

  • Большой список факторов, которые могут быть приняты во внимание при анализе;
  • Отсутствие однозначных приоритетов при ранжировании факторов, субъективная оценка и классификация;
  • Нет ясного алгоритма для решения разногласий в команде экспертов;
  • Анализ только на одном управленческом уровне, нет многоуровневого анализа;
  • Используются неоднозначные формулировки и расплывчатые фразы.

Резюме

Помните, SWOT анализ основан на реальных фактах. Он должен содержать данные, поддающиеся независимой проверке.

Главным результатом вашего анализа станет наглядная информация, которая поможет сосредоточиться на своих сильных сторонах, свести к минимуму недостатки и максимально использовать имеющиеся возможности. Обратите внимание, при проведении анализа вы не должны принимать каких-либо готовых решений. Их принятие происходит после того, как вы завершили свое исследование. Полученный результат есть отправная точка для успешной маркетинговой стратегии.